Рекламодателям

+ 359 876 807 110
+359 878 653 070
+359 877 450 180
bolexp.reklama@gmail.com

Архиепископ Богучарский Серафим Соболев

3 февраля 2016 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви по согласию со Священным Синодом Болгарской православной церкви определил причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Событие это уникальное: две сестринские Церкви одновременно прославили в лике святых   архиепископа Серафима, верного сына Русской православной церкви, ставшего духовным отцом и наставником для русских и болгар. 

Николай Борисович Соболев – будущий архиепископ Серафим – родился в Рязани 1/14 декабря 1881 г., был десятым ребенком в благочестивой семье мещанина Бориса Матвеевича и его супруги Марии Николаевны. Он окончил Рязанское духовное училище, затем   с отличием Рязанскую духовную семинарию,   со степенью кандидата богословия — Санкт-Петербургскую духовную академию. Будучи студентом четвертого курса, в 1908 г. юноша принимает монашество с именем Серафим в честь прославленного в 1903 г. преподобного Серафима Саровского.

В течение десяти последующих лет отец Серафим работает преподавателем в Житомирской епархиальной школе, помощником смотрителя Калужской духовной семинарии, инспектором в Костромской духовной семинарии, ректором Воронежской духовной семинарии. Будущий архипастырь неоднократно встречался со святым Иоанном Кронштадтским, посещал Оптинских старцев — иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова), ставшего его духовным наставником.

Современники отмечали высокие духовные качества отца Серафима, его кротость, смирение, доброту, искреннюю любовь к людям, благодаря чему он пользовался авторитетом и уважением своих коллег и воспитанников.

unnamed

Вместе с тем сохранившиеся документы свидетельствуют, что в смутное время общественных волнений и духовных шатаний молодой пастырь проявлял необычайную твердость, мужество и бескомпромиссность в вопросах веры.

Иерархи, близко знавшие отца Серафима, не сомневались в его близкой хиротонии и были убеждены, что именно в таких архиереях остро нуждается Русская Церковь. Однако пламенный русский патриот был вынужден покинуть Россию…

После Октябрьского переворота 1917 г. семинария в Воронеже была закрыта. «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма»,- указывал вождь пролетариата В.И. Ленин, снявший с себя крест в 15 лет и выбросивший его в мусор. Теоретические постулаты воплощались в конкретные практические указания: «Чем большее число представителей … духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Против Церкви был развязан беспощадный массовый террор, как того требовал Ленин.   Архимандрит Серафим стал свидетелем гонений и расправы над духовенством, разграбления и осквернения храмов.

Он сам едва не погиб во время расстрела крестного хода в феврале 1918 г., стал свидетелем чудовищной расправы над насельниками воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю.

Мать умоляла его бежать, однако архимандрит Серафим всегда и во всем искал воли Божией и обратился к прозорливому старцу иеросхимонаху Аарону. Из его слов он понял, что Промыслом Божьим предстоит ему попасть в «хорошую сторонушку»…

Накануне вступления Красной армии в Воронеж архимандрит Серафим вместе со своим братом иеромонахом Сергием покидает город в товарном вагоне с углем. На прощание мать благословила его образом Пресвятой Богородицы со словами: «Поручаю тебя Покрову Божией Матери». Больше они не виделись, а материнское благословение хранило его всю жизнь.

В 1919 г. архимандрит Серафим получил назначение на должность ректора Екатеринославской духовной семинарии, однако город был занят отрядами Махно, и он был направлен в еще свободный от красных Симферополь в качестве ректора Таврической духовной семинарии.

1/14 октября 1920 г., в праздник Покрова Божией Матери, в   соборе святого Александра Невского города Симферополя архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Он хорошо понимал, что в условиях гонений на Православную Церковь епископское служение является мученическим, но это не пугало его. В своем слове при наречении его епископом архимандрит Серафим просит молитв архипастырей, чтобы вместе с любовию ко Христу его сердце исполнилось любовью к ближним, и он мог им служить « в качестве последнего раба и вести их словом и жизнью своею к одному только Богу».

В конце октября 1920 г., когда большевики ворвались в Крым, владыка Серафим попросил у архиепископа Таврического Димитрия благословения остаться в России.

Архиепископ колебался и решил прибегнуть к жребию. После молитвы перед чудотворной Курско-Коренной иконой Божией Матери он вытащил листок с надписью «уезжать». 1/14 ноября 1920 г. на пароходе «Херсон» владыка Серафим вместе со своим братом отплыл из Севастополя в Константинополь. «Владыка, благословите Россию!» — вдруг обратился к нему кто-то. Он поднял руки и медленно, торжественно благословил отдалявшуюся родную землю…

После недолгого пребывания в Константинополе и    на острове Халки, в мае 1921 г. решением Высшего церковного управления за границей владыка был направлен настоятелем храма Святителя Николая при русском посольстве в Софии.

6/19 мая 1921 г. владыка Серафим вместе с братом прибыл в Болгарию. Сбылось пророчество старца – он попал в «хорошую сторонушку»: ему выпало жить в православной стране, которой правил царь Борис, крестник последнего российского императора, среди добросердечного славянского народа, который хранил признательность и любовь к России, к своим русским братьям-освободителям.

Именно в Болгарии архиепископ Серафим снискал славу прозорливого «светоносного пастыря», «светильника Божией благодати», чудотворца и выдающегося богослова.

В течение 29 лет архиепископ Серафим управлял русскими приходами в Болгарии, находясь до 1945 г. в ведении Зарубежного Архиерейского Синода, а затем в юрисдикции Московской Патриархии. Высоко оценивая епископское служение владыки, в конце августа 1934 г. решением Архиерейского Собора Русской православной зарубежной церкви епископ Серафим был возведен в архиепископский сан.

Будучи настоятелем русского посольского храма Святителя Николая, он сумел сделать его центром жизни российских изгнанников – в 1921 г. число русских беженцев в Болгарии достигло 36 тысяч человек. По признанию современников, под духовным руководством владыки Серафима Русский храм был образцом благочестия и богослужебной практики, его массово посещали и русские, и болгары. Не случайно Болгарский Синод направлял туда молодых диаконов для прохождения практики и приобретения навыков богослужения.

Архиепископ Серафим ревностно исполнял свой пастырский долг: он сделал богослужение ежедневным, без дней отдыха, утром и вечером. Проповеди владыки Серафима затрагивали самые насущные проблемы жизни прихожан, отличались особой глубиной и проникновенностью. Он призывал своих духовных чад обращать самое пристальное внимание на внутреннюю жизнь, радеть о созидании в себе нового во Христе человека.

Владыка подчеркивал, что самое дивное Божие чудо – это благодатное обновление души, невидимая брань с грехом. «Не соизволять бесам!» — это было одно из самых частых его наставлений.

Архиепископ Серафим учил кротости, смирению, искренней любви к ближним, непрестанной памяти о Боге. «В своем брате мы должны видеть ангела, а на его грех смотреть как на болезнь»,- часто повторял он. В самых сложных ситуациях он учил быть «кротким, как голубь, и мудрым, как змея». Владыка подчеркивал, что недостаточно только чисто исповедовать православную веру, надо жить по этой вере. И в этом прекрасным примером для своей паствы был он сам. «Владыка Серафим обильно источал благодать Божию, сильнейшим и постоянным носителем которой он был вне всякого сомнения. Ощущение присутствия Владыки в доме сохранялось надолго после его отъезда», — писал близко знавший владыку И. Шпиллер, мнение которого разделяли и другие духовные чада архиепископа Серафима.

С юных лет он нес подвиг строгого поста и непрестанной молитвы, был бессребреником. Даже его недоброжелатели отмечали мягкость и кротость его характера, глубокое смирение. Архиепископ Серафим относился к людям с искренней любовью, невзирая на чины и материальный достаток. В самые тяжелые дни владыка был со своей паствой, заботился о физическом выживании своих прихожан, спасении их от репрессий. Своей добротой он обезоруживал своих недругов, за которых горячо молился.

Целомудрие и чистота сердца делали его молитву чудодейственной. Он обладал даром духовного познания и умения усматривать малейшие отклонения от православной истины. Архиепископ Серафим последовательно выступал против модернизма в Православии, антихристианских культов, католического и протестантского влияния, вскрывал опасность экуменизма.

«Новое учение о Софии, Премудрости Божией» (1935) – одно из важнейших богословских сочинений владыки Серафима, за которое Архиерейским Синодом Заграничной Церкви он был удостоен научной степени магистра богословия.

Свое осмысление судьбы России и ее будущего архиепископ Серафим выразил в книгах «Русская идеология» (1934) и «Об истинном монархическом миросозерцании»(1941).

Именно в них он дает ответы на вопросы, которые на протяжении столетия волновали и продолжают волновать всех, кому не безразлична судьба России. Как благополучная держава, находившаяся на взлете, готовая овладеть Константинополем, в одночасье оказалась поверженной и захваченной теми, для кого народы России были лишь горючим для раздувания пожара мировой революции? Как случилось, что именно Святая Русь, давшая миру великий сонм святителей, преподобных и праведников, явила самые чудовищные формы безбожия? Что русские люди должны делать, чтобы Россия стала могущественной и процветающей?

Архиепископ Серафим называл социализм «дьявольским учением» и считал, что Церковь должна осудить его во всех видах, как в корне противный христианству. Он был убежден, что богоборческая советская власть неизбежно рухнет. Дальнейшая судьба России будет зависеть от духовно-нравственного состояния и воли народа, который должен решить, какое наследие выбрать как историческую и духовную основу своего развития – обратиться к опыту тысячелетней России или продолжить попытки построения мифического безбожного рая на земле под видом «социализма с человеческим лицом», «воцерковленного социализма» и т.п.

В кратком историческом экскурсе владыка Серафим показывает, что именно православная вера была тем духовным лоном, из которого родился русский народ, его язык, литература, искусство, государственность и общественный уклад. Когда жизнь русских людей коренилась в православной вере как в своей основе и сущности, когда Православие строило и вело жизнь русского общества, умножались силы и могущество русского государства: «Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавил его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию». Все наши несчастья, пишет владыка Серафим, начались с того, что мы удалились в своей жизни от Церкви, перестали руководствоваться ее учением и уставом и положили в основу своей жизни всевозможные еретические и богоборческие учения, свою греховную страстную волю, которая сделала нас «хуже несмысленных тварей».

Упадок веры и благочестия в русском народе привел к страшному греху – «отвержению русским народом своего царя, за что Господь тотчас отверг Россию, и она погрузилась в пропасть неслыханных бедствий».

Спасительный путь для России архиепископ Серафим видел в торжестве русской идеологии, которая, по его убеждению, «…есть не что иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех областях, начиная с личной и кончая государственной …». Вера наших предков должна стать основой, пронизывающей все наше существо, движение ума, воли и сердца. Таким образом определять жизнь нашего общества и будут люди, живущие с чувством стыда и совести, вооруженные единым критерием понимания добра и зла, греха и добродетели, критерием истины при оценке всякого деяния.

Возрождение России архиепископ Серафим связывал с возвращением к православной вере, покаянием народа и восстановлением монархии, поскольку «только монархическая власть имеет основание в Священном Писании». Он рассматривает покаяние как изменение внутренней и внешней жизни человека путем решительного отвержения греха и стремления жить по воле Бога. Нужна «перемена ума», работа сердца и    души, чтобы взращивать в себе человека духовного. Только такой человек способен понять смысл своей жизни, историческую миссию России и направить свою волю для ее осуществления, ибо история есть отражение духовной реальности.

Владыка Серафим был убежден, что возвращение к монархической форме правления абсолютно закономерно для общества, состоящего из воцерковленных людей – церковная жизнь и покаяние неминуемо приведут к тому, что изменится «отношение к царской власти из отрицательного на положительное». Основой благополучия российского государства архиепископ Серафим считал симфонию властей – церковной и царской. Цари должны действовать как «Божественные стражи и охранители православной веры», оказывая Церкви помощь в борьбе с ересью и заботясь о ее материальном состоянии. Церковь же способствует воспитанию граждан христианами, патриотами Отечества, уважающими закон и сплоченными против внешнего врага.

Владыка Серафим непрестанно молился за Россию и русский народ. Его труды – это призыв к нам сегодняшним преодолеть революционно-атеистические мировоззренческие метания и вернуться на путь, определенный равноапостольными Ольгой и Владимиром. Учитывая исторический опыт, архиепископ Серафим предостерегает от ошибок на этом пути, которые привели к угасанию веры и державного духа, результатом чего стал возможен слом русского цивилизационного кода.

Задолго до прославления архиепископа Серафима Церковью, его стал почитать святым народ. Сначала это были русские и болгарские ученики и последователи владыки, которые слышали слова, сказанные им перед кончиной, последовавшей 13/26 февраля 1950 г. в Неделю Торжества Православия: «Если буду иметь дерзновение предстать перед Господом, не оставлю вас. Пишите мне письма». По всей Болгарии рассказывали о чудесах, происходивших по молитвам к владыке Серафиму, к его гробнице в крипте Русского храма   потянулись верующие.

Сегодня архиепископ Серафим — один из самых почитаемых угодников Божиих, когда-либо подвизавшихся на болгарской земле. Поклониться владыке приезжают теперь не только со всех концов Болгарии, но и из-за границы, прежде всего из России и Греции. Верующие приносят «письма» с просьбами помолиться за себя и своих близких.

Из уст в уста передаются рассказы о том, как молитвенное обращение к   владыке помогло в разрешении житейских проблем, принесло исцеление. Несколько десятков случаев чудесной помощи владыки зафиксированы официально.

Канонизация архиепископа Серафима – закономерный итог жизни и деятельности «светоносного пастыря» России и Болгарии.

 

Решетникова Ольга Николаевна – кандидат исторических наук

 

 

Top
Подробнее:
Взрыв перед аптекой в Бургасе

В 03:30 перед аптекой в жилом комплексе Славейков в Бургасе прогремел взрыв. Пострадавших нет. Об этом сообщил старший комиссар полиции...

Птичье богатство Болгарии

Из всех звуков природы самыми приятными для человека являются те, что издают птицы. Мы наслаждаемся „пением пернатых", которое все еще...

Закрыть